С чем связано задержанное развитие
Лебединский В. Классификация психического дизонтогенеза Г. Сухарева с позиций патогенеза нарушении развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие, Л.ЗПР у детей
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Ю. Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития [1]. В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза , включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости. В российской дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития. Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность социально-культурная депривация. Выделить задержки психического развития в дошкольном возрасте — задача достаточно сложная из-за сходных с наблюдаемыми при умственной отсталости проявлениями отставания в развитии разных функций и неравномерности темпа психического развития разных функций. Отмечают у детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства.
ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины. Само понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической и медицинской литературе до х годов XX века, к концу этого периода оказалось устаревшим. В МКБ на смену категории «ЗПР» пришли более обоснованные с научно-медицинской точки зрения и ориентированные на доказательную психиатрическую практику категории, относящиеся к «расстройствам психологического психического развития» МКБ F80—F89; англ. С этого времени формулировка «задержка психического развития» не может использоваться в качестве медицинского диагноза и формально не может противопоставляться психическим расстройствам, включая умственную отсталость , гиперкинетические расстройства , расстройства психологического развития и др.